Битва за Золушку

Битва за Золушку

23/04/2019
Битва за Золушку
В Еврейском музее и центре толерантности прошла премьера документального фильма «Синдром Золушки». Лента посвящена театральной постановке, в которой участвовали артисты с синдромом Дауна, - и борьбе за возможность быть услышанными, которую ведут их родители и они сами


Перед премьерой гостей встречали и фотографировали особенные люди, добровольцы фонда «Синдром любви»; они помогали рассаживать гостей в зале, а после показа стали и главными рецензентами. Документальный фильм, который представили в Еврейском музее и центре толерантности, французско-российский режиссер Александра Дальсбек начала снимать еще три года назад. Потом был монтаж в Азербайджане в кинокомпании Cinex Productions с продюсером Марией Ибрагимовой, а также встречи с родителями главных персонажей... Съемочной площадкой оказалась площадка театральная: в московском театре «Открытое Искусство» тогда ставили «Золушку», а все роли сыграли люди с синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями. Фильм Дальсбек, который так и называется – «Синдром Золушки» – не просто пересказ репетиционных будней, а еще осмысление того, что происходит сегодня в России и что происходило в ней несколько лет и даже десятилетий назад. Но во главе угла, конечно, другое: способности, которыми (нередко к изумлению общества!) обладают люди с синдромом Дауна.

«Меня очень заинтересовала эта постановка, – рассказывает Александра Дальсбек. – Я выросла во Франции, в моем детстве не было табуирования темы детей с синдромом Дауна. И впервые я столкнулась с этим в России. Меня это настолько тронуло и шокировало, что я подумала - об этом надо рассказать».




Сам фильм – это 50-минутный рассказ о том, какие актеры играли в той «Золушке», какой была их жизнь до этого выхода на сцену и какой – во время репетиций. В этом рассказе нашлось место и любви Марии Сиротинской  (исполнительницы главной роли) и Влада Ситдикова, и настоящему таланту, и дружбе, и обидам из-за распределения ролей, несерьезным, конечно, и быстро проходящим, - ведь обниматься интереснее!


Режиссер фильма «Синдром Золушки» Александра Дальсбек

«Я была на одной светской тусовке, – вспоминает в фильме Ирина Хакамада, мама Маши Сиротинской. – За столом сидели продвинутые журналисты и блогеры, и кто-то заговорил о том, что был в ресторане то ли в Лондоне, то ли в Амстердаме, и часть обслуживающего персонала были людьми с синдромом Дауна. И он начал возмущаться, мол, какого черта я должен приходить в ресторан, где меня обслуживают дебилы. Я пыталась как-то нейтрально рассказать, что есть особенные дети, но меня грубо остановили. Когда я услышала весь этот поток от «интеллектуала», я поняла, что нужно молчать. И я, конечно, скрывала все».

Мария Сиротинская - исполнительница главной роли - во время репетиции "Золушки"

Ирина Хакамада с Машей смогла после этого уехать в Америку и провести какое-то время там («местные врачи сказали, что это просто специальные дети, которые могут быть счастливыми»). Но у родителей других актеров такой возможности не было. Одна из мам вспоминала, как в 70-х сотрудники роддома предлагали ей «простудить» особенного ребенка и не лечить его, пока тот не умрет. Противовесом этому рассказу становятся успехи выросших ребят с синдромом Дауна сегодня. Вот они внимательно слушают режиссера постановки Маргариту Ребецкую, выполняя все ее требования, вот они раз за разом старательно репетируют один и тот же удивленный поворот головы, а вот они уже на сцене, и этот спектакль ничем не отличается от любой другой постановки.

«Маша – очень сильная, – рассказала в фильме Маргарита Ребецкая. – У нее есть желание. И это желание выражается не только в том, что «я хочу быть Золушкой». Она реально за это борется».

«Я хочу добиться своего, – говорила во время репетиций сама Маша Сиротинская. – Хочу получить свою главную роль».

Немым вопросом после фильма - ощущение того, что проблемы будущего детей с синдромом в России практически не решаются. Но послевкусие картины – скорее позитивное. «Когда я попала в театр, я поняла, что в России есть люди, которые занимаются этой темой. Есть разные фонды – «Синдром любви» и «Даунсайд Ап», например. И как я понимаю, сегодня родители в семьях, в которых появляются дети с синдромом Дауна – уже не одни», - сказала Александра Дальсбек.

«Спасибо, что вы дали мне возможность выступить и показать, что я пригодна к тому, чтобы выступать в таком спектакле, – благодарила после показа режиссеров спектакля Маша Сиротинская. – Вы мне дали актерство, дали мужество. Я очень рада, что пришла сюда и посмотрела на себя, родителей и своих друзей».

Саркис Акопян на репетиции спектакля «Золушка» 

«Когда я шла сегодня сюда, я не знала, чего ожидать. А теперь я сижу, улыбаюсь, и у меня внутри чувство радости, любви и доброты, которое меня просто переполняет. Это непростая тема и непростой документальный жанр. Потрясающая режиссерская и операторская работа. Вы молодцы, мне очень понравилось и спасибо вам за то, что вы это сделали», – сказала одна из участниц обсуждения.

Мария Сиротинская - исполнительница главной роли в «Золушке»

Главную оценку фильму дали, наверное, сами люди с синдромом Дауна. Они говорили, что исполнители главных ролей – большие молодцы. Кстати, в постановке «Золушки» были заняты  Арина Ипатова, Александра Рыжкина, Саркис Акопян, Влад Ситдиков, Маша Сиротинская, Руслан Ванян, Евгения Шабанова, Ольга Гусарова.

Гости вечера

Представители самого Еврейского музея и центра толерантности рассказали, что этот опыт взаимодействия с «Синдромом любви» стал для них первым, но сейчас в проработке есть еще несколько проектов.

Волонтеры «Синдрома любви», молодые люди с синдромом Дауна Стас Богданов (слева) и Григорий Данишевский на премьере в Еврейском музее и центре толерантности


«Фильм снят в позитивном ключе, да и у самой Александры позитивный настрой, и она попыталась его передать. Но понятно, что есть русская действительность, которую русский человек улавливает острее. У нас сейчас все не очень здорово с отношением к людям с синдромом Дауна. Становится ли лучше? Мне кажется, это все еще требует очень серьезного вложения денег. И без ресурсов сложно на что-то надеяться. Хорошо, что это возможно, но доступность нужно повышать. Большая инклюзивность общества – это гарант большей удовлетворенности жизнью», – заключила Полина Соколова, менеджер образовательного отдела «Еврейского музея и центра толерантности».



×
Возможные сложности при совершении пожертвований

Вы можете столкнуться с тем, что в связи с рядом блокировок и запретов перевести средства в фонд будет не так просто. Мы заранее просим вас не ограничиваться одной попыткой. Вам придется потратить больше времени, чем обычно, но сейчас каждое пожертвование ценно, как никогда.


Пожертвования через Google Pay и Apple PayНа данный момент оплата через Google Pay и Apple Pay заблокирована для карт Visa и Mastercard.

Если вы оформляли подписку на ежемесячное пожертвование с помощью этих сервисов, пожалуйста, подпишитесь заново, введя вручную номер карты.

Разовые пожертвования также возможно совершать вручную или с помощью российских сервисов SberPay (для МИР, и Визы/Мастеркард если сервис был подключен до 10 марта 2022г.) и YandexPay (нужен аккаунт в Яндекс).
Сервис VPNПожертвования могут не проходить при включенном VPN. Пожалуйста, отключите VPN и попробуйте сделать пожертвование еще раз.
Мобильные приложения банковЕсли у вас устройство на Android, то вы можете оформить пожертвование или ежемесячную подписку в приложении банков СБЕР и Тинькофф. В строке поиска найти наш фонд можно по названию Синдром любви.

Для устройств на iOs – можно сделать пожертвование через мобильное приложение Тинькофф. Мобильное приложение СБЕРа для iOs не работает , но вы можете зайти в Сбербанк онлайн на компьютере, внести пожертвование через банкомат или квитанцию в отделении банка.
Иностранные картыПожертвования с иностранных карт сейчас полностью заблокированы. Как только появится техническая возможность делать переводы, мы обязательно сообщим. А если у вас уже есть решение – обязательно расскажите нам! 😊
Пожертвования из других стран с российских картЕсли вы не в России и у вас карта, выпущенная российским банком, включите, пожалуйста, VPN с российским IP для совершения пожертвования.

Мы заранее приносим извинения за какие-либо технические сбои при совершении пожертвования или оформлении подписки. Обязательно пишите (yu.larina@fondsl.ru), мы разберемся и все исправим при возможности.

Так же, если у вас есть варианты решений тех проблем, которые сейчас существуют, – делитесь, пожалуйста, будем справляться вместе!

Спасибо!